Как и все другие компетенции, работу с клиентоориентированной корпоративной культурой можно рассматривать на трех уровнях:
- на уровне каждого сотрудника
- отдела
- и компании в целом.
Какие задачи могут стоят перед профессионалами в области клиентского опыта в части работы с клиентоориентированной культурой?
- Оценка текущего уровня клиентоориентированности корпоративной культуры.
- Определение структуры и «ландшафта» корпоративной культуры.
- Создание программы развития клиентоориентированности/поддержания клиентоориентированной корпоративной культуры в компании.
- Формирование списка KPI/целевых показателей и дорожной карты развития культуры
- Вовлечение сотрудников разных уровней в развитие клиентоориентированной/человекоцентричной культуры.
- Создание структуры управления культурой и системы СХ амбассадоров/чемпионов в компании.
- Создание системы внутренних коммуникаций для поддержки/развития культуры
- Управление проектами по развитию культуры и обеспечение ответственности руководителей.
- Формирование и защита бюджета на создание и развитие клиентоориентированной культуры.
Чтобы понимать, где находится компания сегодня, важно владеть инструментами оценки и управления степенью зрелости клиентского опыта в организации.
Для коммерческих организаций очень важно согласование бизнес-целей с культурой, ориентированной на клиента, и разделение ответственности за KPI в области клиентоориентированной культуры.
В российской практике часто остается в тени такой важный аспект, как спонсорство СХ проектов и вовлечение вышестоящих руководителей и собственников. Умение работать со спонсорами - это способность эффективно вовлекать первых лиц компании и задействовать их авторитет для работы с культурой.
Профессионалу в области клиентского опыта важна способность согласовывать поведение сотрудников с клиентоориентированной культурой и умение донести до сотрудников важность клиентского опыта, способность руководить кросс-функциональными группами.
Здесь очень пригодятся навыки построения взаимоотношений с коллегами, руководителями и подчиненными, создания команд и работы в команде, навыки влияния на коллег и руководителей.
Для того, чтобы реализовать эти задачи, сотрудникам на разных уровнях необходимо обладать целым спектром навыков и компетенций: владеть инструментами оценки степени зрелости/ландшафта корпоративной культуры, знать передовые практики формирования клиентоориентированной корпоративной культуры – как в своей отрасли, так и за ее пределами.
Культура – это про сотрудников, поэтому СХ профессионалу важно понимать, как в компании осуществляется наем сотрудников, обучение и наставничество, каковы принятые в компании системы вознаграждения, признания коллег и другие стратегии вовлечения.
В развитии культуры важную роль играют коммуникации – здесь важно уметь выстраивать эффективные коммуникационные стратегии как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.
Культура – это не та область, где можно просто издать приказ, поэтому в работе с культурой важно знать подходы к управлению заинтересованными сторонами и изменениями.
Культура невидима и ее не так просто «пощупать» и измерить, но недостаток внимания к работе с культурой порой оказывается главным стопором в реализации самых масштабных проектов клиенто- и человекоцентричной трансформации компаний. Уверенное владение этой компетенцией позволяет СХ профессионалам видеть как риски, так и возможности, ставя культуру в свои союзники в работе.
Клиентоориентированная культура – это как питательный бульон для любых изменений в компании – если в компании открытая культура, которая пропитана миссией и ценностями, культура открытости, доверия и уважения к клиентам и сотрудникам, то здесь «приживутся» и будут реализованы самые смелые инициативы.
Напротив, если в компании царит культура страха брать на себя инициативу, безответственности или ощущения, что «подумаешь, завтра придут новые клиенты», в такой атмосфере задохнутся даже самые жизненно необходимые для организации изменения.
Обратите внимание – СХРА делает акцент на том, что это не только работа с культурой как таковой, но и распределение ответственности. Кто в компании несет ответственность за развитие культуры? Менеджмент? HR? Лично первое лицо или собственник компании?
Культура – это свойство организации в целом, она живет в каждом сотруднике – а значит, каждый должен взять на себя 100% ответственности за то, какая культура растет и развивается в компании. 100% беру на себя я, 100% - мои подчиненные,100% - мои коллеги, 100% - мой непосредственный руководитель и его руководители. Только в таком формате появляется ответственность за тот образ действий, который выбирает каждый сотрудник компании. А задача руководителя в данном случае – способствовать распространению именно такого подхода.