Говоря о том, что привело лидера к клиентоориентированности – я думаю, что это искреннее желание помочь другим людям. Все очень просто — это доброе сердце. Ведь на самом деле, я не знаю, как на Западе, но в России проблема сейчас не только в том, чтобы что-нибудь продать, но и в том, чтобы купить что-то хорошее. Например, лично я уже две с половиной недели не могу получить машину, которую оплатил, потому что лизинговая компания не может договориться с автосалоном. Сплошь и рядом, когда человек приходит с деньгами и хочет что-то купить, в 80% случаев в сфере услуг он не может этого сделать.
Я считаю, что основная задача лидера – это построить сильную корпоративную культуру в компании и набрать основных людей, задать вектор так, чтобы философия и политика клиентоориентированности были бы понятны всем на всех уровнях. Поэтому если говорить на уровне действий, то первое – это взаимодействовать с той командой, которая уже работает, и с ними продвигать, внедрять эту политику, а второе – нанимать новых людей и смотреть, кто будет стоять на первом рубеже взаимодействия с клиентами. Так, например, если говорить про официантов, я абсолютно уверен, что улыбающийся стажер обслужит Вас гораздо лучше, чем угрюмый профессионал с 10-летним стажем.
Есть два пути развития ситуации: либо ты делаешь наиболее удобный для клиента цифровой интерфейс, исключая человеческий фактор и возможность нахамить/нагрубить/опоздать и так далее, либо, если такой возможности «диджитализации» нет – а ее нет у многих видов бизнеса, в частности, у кейтеринга как у рынка сложных услуг, то единственный путь развития – это развитие клиентского сервиса. Саму услугу развивать уже практически некуда, поэтому сервис – это единственная зона, где можно двигаться вперед.